Нотный стан / скрипичный ключ
Кто придумал ноты ?
Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.
Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.
Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.
В среднем клавиатура фортепиано насчитывает от 65 до 88 клавиш. Все они расположены опреденным образом. Изучение нот и клавиш начинается не снизу вверх, а из середины мануала(фортепианной клавиатуры). Есть определенный способ расположения октав(сектаров на которые делится клавиатура) по 12 клавиш. Ровно посередине расположена первая октава, именно с нее начинается изучение нот, правее или выше, расположены вторая третья и четвертая октавы. Левее или ниже, расположенны малая, большая контр и субконтр октавы.
Музыкальный ключ – это стартовая точка для прочтения инструментальных или вокальных партий. Чтобы правильно их прочитать, необходимо запомнить обозначение каждого и расположение на нотном стане. Скрипичный ключ самый распространённый из всех ключей в музыке, указывает он на ноту "соль" первой октавы, и пишется от второй линейки нотного стана. Используют скрипичный ключ для написания нот первой и второй октав, практически все инструменты симфонического оркестра используют этот ключ.
Строение мажорной гаммы / Гамма До мажор
Вся клавиатура фортепиано разбита на полутоны
Полутон - это самое малое расстояние между звуками в классической музыке.
Расстояние между двумя соседними клавишами ( между белой и черной или белой и белой, значения не имеет)принято считать полутоном. Музыканты объединяют полутоны в тоны, для удобства подсчета,
Тон- это расстояние через клавишу,
Гамма До мажор является первой гаммой на которой принято начинать изучать лад, До мажор это бело клавишная гамма без ключевых знаков от "до" до "до"
Басовый ключ / ноты малой октавы

Малая октава расположена ниже первой, чаще всего для записи нот малой и большой октав используют басовый ключ.
Басовый ключ обозначает ноту «фа» малой октавы, самый распространенный после скрипичного ключа. Его завитушка начинается на второй от верха линии нотоносца, где располагается «фа».
Знаки альтерации
Альтерация это видоизменение чистого звука( белой клавиши) путем повышения или понижения его.
всего существует пять знаков альтерации :
диез - повышает звук на пол тона
бемоль - понижает звук на пол тона
дубль диез - повышает звук на тон
дубль бемоль - понижает звук на тон
бекар - отменяет любой знак
Знаки альтерации бывают ключевые( пишутся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального построения ) и встречные (появляются перед нотой и действуют всего один такт)
Ключевые знаки появляются при ключе в определенной последовательности
  # фа-до-соль-ре-ля-ми-си b
Если читать справа на лево- то получим проследование диезов, если слева направо то бемолей.

Тетрахорды/ Тональность Фа мажор
Тетрахорд это  отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра – четыре и хорд струна).
Тональность Фа мажор является первой бемольной тональностью кварто-квинтового круга. При ключе у нас си бемоль.
Так как, гамма выходит за пределы первой октавы и занимает часть второй ,принято при пении делить ее на два тетрахорда.
Если перенести вторую часть гаммы на октаву вниз то получится гамма фа мажор в пределах только первой октавы.
Ноты второй октавы / тональность соль мажор

Для записи второй октавы используют так называемые доп линейки, для указания нот выходящих за пределы нотного стана
Соль мажор - тональность с одним диезом при ключе.
Из-за того что соль-мажор расположен в первой и второй октаве, принято играть его с переносом второго тетрахорда на октаву ниже.
Устойчивые ступени лада/ Опевание

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это I, III и V ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
Опеванием называют мелодический элемент подразумевающий обыгрывание или опевание устойчивых ступеней соседними не устойчивыми

Главные ступени лада/ Транспозиция
Транспозиция это перенос любого музыкального материала на другую высоту.
Перенос осуществляется на интервал вверх или вниз, либо в другую тональность, при этом одно другое не исключает.
При переносе в другую тональность мы переносим на определенный интервал и наоборот.
Существует группа, так называемых, главных ступеней
I - тоника
IV - субдоминанта
V - доминанта
На главных ступенях строятся главные трезвучия лада, в состав которых входят все ступени лада, именно эти трезвучия(функции) используются для гармонизации мелодий.

Строение минорной гаммы/ Три вида минора
Мино́р (лат. minor — меньший, малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основная ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.
Строение минорной гаммы - тон полутон тон тон полутон тон тон
ТРИ ВИДА МИНОРА
Минорный лад подвергается альтерации (видоизменению ступеней внутри звукоряда) их принято называть видами минора
Натуральный - без изменений
Гармонический с повышенной VII ступенью
Мелодический - с самым большим изменением, при движении вверх повышается VI и VII ступень, а при движении вниз альтерация отменяется ( натуральный минор )
Существуют и другие альтерации и виды миноров , но самые распространенные именно эти 3

Три вида мажора
Мажор как и минор делится на три вида, только ступени в нем не повышаются, а понижаются
 В мажоре с альтерацией
II ступень может понижаться и повышаться, IV ступень может только повышаться, VI может только понижаться.

В миноре с альтерацией
II ступень может только понижаться, IV ступень может понижаться и повышаться, VII может только повышаться.

Гамма с альтерацией
это гамма, включающая повышения и понижения неустойчивых ступеней, отстающих от устойчивых на тон. Правила ее написания зависят от лада. 
Три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать шестую и седьмую ступень

Родство тональностей/ Параллельные тональности
Всего существует 30 тональностей ,и все они имеют определенные взаимосвязи, которые принято называть родством тональности. Каждая тональность имеет:
  • параллельную тональность
  • одноименную тональность
  • тональности первой степени родства
  • тональности второй степени родства
Параллельные тональности
Тональности с одинаковым количеством ключевых знаков, но с разной тоникой и ладом.
Тоники параллельных тональностей, расположены на расстоянии малой терции друг от друга. От мажора м3вниз от минора м3вверх.
Как определить количество ключевых знаков:
В мажорных диезных тональностях последний знак находится на полтона ниже тоники.
В мажорных бемольных в тональностях тоника является предпоследним знаком тональности.(исключение фа мажор)

Тональности первой 1 степени родства
Родство тональностей - большая или меньшая близость тональностей, определяемая
количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов).
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между
собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на
ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.

Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Для мажора это:
1. параллельная тональность;
2. субдоминантовая тональность и её параллель;
3. доминантовая тональность и её параллель;
4. тональность минорной субдоминанты.
Например, для тональности До мажор:
1. параллельная тональность - ля минор
2. субдоминантовая тональность - Фа мажор и её параллель - ре минор;
3. тональность доминанты- Соль мажор и её параллель - ми минор;
4. тональность минорной субдоминанты - фа минор.
Для минора это:
1. параллельная тональность;
2. тональность субдоминанты и её параллель;
3. тональность доминанты и её параллель;
4. тональность мажорной доминанты.
Например, для тональности Ля минор:
1. параллельная тональность - До мажор;
2. тональность минорной субдоминанты - ре минор и её параллель - Фа мажор;
3. тональность минорной доминанты - ми минор и её параллель - Соль мажор;
4. тональность мажорной доминанты - Ми мажор.

Модуляция/ Отклонение/ Сопоставление
МОДУЛЯЦИЯ – переход из одной тональности в новую тональность с устойчивым закреплением в ней музыкального построения. Как правило, модуляция завершается полной совершенной каденцией (К64 – D7 – Т (t) новой тональности).
ОТКОЛОНЕНИЕ – кратковременный переход в побочную тональность без закрепления тоники в ней. Отклонение представляет собой гармонический блок, выраженный разрешением обращений D7 побочной тональности в побочную тонику.
СОПОСТАВЛЕНИЕ – образуется при появлении новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода и отклонения. Обычно новая тональность появляется после тоники предыдущей тональности. Сопоставляемые построения могут быть объединены общностью тематического материала и представлять собой два звена секвенции.
Made on
Tilda