Интервалы/ Виды интервалов
Интервал- это расстояние между двумя звуками исполненными одновременно(гармонически) или поочередно (мелодически).
Интервалы бывают простые и составные
Простые интервалы- это интервалы в пределах октавы(8)
Составные выходят за пределы октавы
Интервалы в элементарной теории музыки принято отмечать арабскими цифрами
Интервалы делятся на три группы:
Абсолютные и совершенные консонансы ( чистые ) - 1(прима) 8(октава) 4(кварта) 5(квинта)
Несовершенные консонансы ( большие и малые ) - 3(терция) 6(секста)
Диссонансы - 2(секунда) 7(септима)
Помимо ступеневой величины (указанной цифрой) интервал имеет тоновую величину(отмеченной буквой)
б - большой
м - малый
ч - чистый
Тоновая величина интервала зависит от количества полутонов в нем, от 0(ч1) до 12 полутонов или 6 тонов(ч8)
Большие и малые секунды
Секунда (переводится как вторая) – второй по счету интервал, который делится на два вида малая и большая и является ярко выраженным диссонансом.
Ступеневая величина секунды равна 1 шагу, тоновая величина соответственно равна полутон для малой секунды и целый тон для большой. Обозначается секунда как 2 (м2 или б2 соответственно)
Большие и малые терции
Терции один из двух не совершенных консонансов.
Не совершенными их делает особое качество звучания, а имеено ладовая наклонность (мажор или минор)
Малые терции - звучат минорно 1.5 тона
Большие терции - звучат мажорно 2 тона
Чистые интервалы
Из 8 простых интервалов 4 интервала являются чистыми ( прима, октава, кварта и квинта)
Чистыми их назвали из за слуховых ощущений во время их проигрывания. Они не имеют ладовой наклонности (не мажорные не минорные) но при этом являются консонансами.
Связанно это с минимальным количеством обертонов в составе созвучия. Называют их совершенными консонансами.
Октавы и примы можно построить от любой ступени мажора и минора, а вот кварты и квинты есть исключения
Обращение интервалов
Перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
Что бы быстро найти интервал в обращении пользуемся правилом: сумма ступеневой величины взаимообращающихся интервалов равна 9
так же меняется и качественное состояние интервала при обращении
чистые обращаются в чистые
большие обращаются в малые
малые обращаются в большие
увеличенные обращаются в уменьшенные
уменьшенные обращаются в увеличенные
Тритоны/ Характерные интервалы
Тритон- это интервал(диссонанс) не имеющий собственного цифрового обозначения и энгармонически равен своему обращению.
Можно представить в виде двух не устойчивых интервалов требующих разрешения:
- увеличенную кварту ув4
- уменьшенную квинту ум5
Тритоны бывают диатоническими или характерными в зависимости от того в каком мажоре или миноре его строят, в натуральном или гармоническом.
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
- уменьшенная септима(ум7)
-увеличенная секунда(ув2)
- уменьшенная кварта(ум4)
- увеличенная квинта (ув5)
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Made on
Tilda