Аккорд/ Трезвучие
Название аккорд, происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой. В современной практике аккордом называют созвучие трех и более звуков, в не зависимости от звучания.
Трезвучием в свою очередь называют сочетание трех звуков расположенных по терциям, всего насчитывают четыре вида трезвучий:
большое б3 + м3
малое м3 + б3
уменьшенное м3 + м3
увеличенное б3 + б3
в тональности можно построить все эти трезвучия, в зависимости от ступени лада трезвучия делятся на главные и побочные
Главные трезвучия лада
Главными трезвучиями являются трезвучия построенные на главных ступенях лада, а так же их обращения.
Т - тоника I ступень
S - субдоминанта IV ступень
Д- доминанта V ступень
Если построить от этих ступеней трезвучия, то мы получим главные трезвучия лада.
Именно на этих ступенях, в мажоре мы получим мажорные трезвучия, а в миноре-минорные.
Каждый звук в трезвучии имеет свое название:
нижний звук называют примарный тон
средний звук называют терцовый тон
верхний звук называют квинтовый тон
Обращение трезвучий
Обращением трезвучия называют перенос примарного тона на октаву вверх ,либо квинтового тона на октаву вниз
Принцип обращения трезвучия схож с обращением интервала, , но в трезвучии 3 звука, а значит обращений будет два
53- трезвучие ( исходный вид)
6 - секстаккорд ( первое обращение)
46 - квартсекстаккорд ( второе обращение)
Уменьшенное трезвучие на VII ступени лада
Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций. Оно меньше, чем малое трезвучие (минорное), поэтому называется уменьшенным. Уменьшенное трезвучие обозначается как Ум53 .
Ум53 строиться на VII ступени мажора и гармонического минора.
Ум53 располагается на неустойчивых ступенях. Поэтому, каждая его ступень должна разрешаться в ближайшую устойчивую ступень.
Крайние звуки Ум53 образуют ум.5, которая при разрешении сужается, т.е. разрешается в терцию. А средний звук разрешается на секунду вниз.
так же как и любое трезвучие Ум 53 имеет два обращения - Ум6 и Ум 46, которые также разрешаются по правилам разрешения тритона
Разрешение главных трезвучий
Тоническое трезвучие и его обращения являются устойчивыми (не требуют разрешения)
Субдоминантовое и доминантовое трезвучие и их обращения разрешаются в тонику и ее обращения
схема разрешений выглядит следующим образом
S53 => Т6
S6 => Т46
S46 => Т53
Д53 => Т46
Д6 => Т53
Д46 => Т6

Доминантовый септаккорд
Аккорд из четырех звуков расположенный по терциям, строящийся на V ступени мажора/ гармонического минора, обозначается как Д7
Д7 строится из 4 звуков и имеет три обращения:
Д56 - доминат квинт-секст аккорд
Д43 доминант терц-кварт аккорд
Д2 - доминант секунд аккорд
каждое из обращений имеет свое уникальное разрешение в тонику
Малый вводный септаккорд
строиться на Vll ступени мажора/натурального минора.
Вводный септ аккорд существует двух видов: малый( крайние звуки аккорда образуют м7) и уменьшенный ( крайние звуки образуют ум7)
В зависимости от вида мажора/минора мы получим малый или уменьшенный вид
Как и любой 7аккорд вводный имеет 3 обращения
Разрешить VII7 можно как напрямую в тонику, так и через Д7 так как они имеют 3 общих звука
II ступени септаккорд
Септаккорд II ступени называется также субдоминантовым септаккордом. Потому что он включает в себя субдоминантовое трезвучие, которое стоит на II ступени. Он является сильным и ярким представителем аккордов субдоминантовой группы. Он обозначается как SII7 или для простоты написания — II7.
септаккорд II ступени строится на II ступени в натуральном и гармоническом мажоре, а также в натуральном и гармоническом миноре.
В натуральном мажоре его структура — м.3 + б.3 + м.3
В гармоническом мажоре и миноре — м.3 + м.3 + б.3
Как и все септаккорды, II7 имеет 3 обращения -II56 II43 II2
Разрешение II7 и его обращений может быть 3 разными способами:
Напрямую в тонику
Через Д7
Через VII7 Д7 и в тонику
Автентический плагальный и полный гармонические обороты
Автентическим - называют гармонический оборот без использования субдоминанты T-D-T
Плагальным - называют гармонический оборот без использования доминанты T-S-T
Полным гармоническим оборотом называют оборот с использованием всех функций T-S-D-T
при этом набор аккордов может быть любым, главное соблюдать последовательность функции
Вспомогательный/проходящий гармонические обороты
Полный гармонический оборот вокруг тонического трезвучия и его обращения называют вспомогательным
Используется для экспозиции музыкального материала ( в начале произведения)
Т53-S46-D6-T53
T6-S53-D46-T6
T46-S6-D53-T46
Проходящим же называют гармонический оборот от одного тонического трезвучия к его обращению
Т53 S46 D46 T6
Т46 S53 T6
Made on
Tilda